МТС - машинно-тракторная страница  

  Новости
  История
  Библиотека
  Гостевая книга
  Форум
ДВУХКОЛЕСНЫЙ ЭВАКУАТОР


Автомобилисты знают, что у машин случаются такие поломки, когда буксировать на тросе их запрещено (при неисправностях в рулевом управ¬лении, тормозной системе) или невозможно (при некоторых повреждениях трансмиссии и ходовой части).

Для таких случаев я изготовил буксирную тележку. Грузится неисправный автомобиль на нее частично — закатывается только передний или задний мост. На тележке можно разместить любой легковой автомобиль и транспортировать его со скоростью до 30 км/ч.

Рама тележки прямоугольная с габаритами 700x600 мм. Ее продольные балки (лонжероны) и «лучи» треугольного дышла я выполнил из стального швеллера № 6,5 размерами 65x36x4,4 мм с параллельными внутренними гранями полок. Места соединений этих деталей сверху и снизу усилил приваренными накладками толщиной 6 мм. Поперечины рамы (траверсы) — из швеллера № 5 (они входят между полками лонжеронов). В месте схождения «лучей» дышла к ним с торца приварил стальную 10-мм пластину размерами 70x70 мм с центральным отверстием диаметром 28 мм под стержень серьги тягово-сцепного устройства.

Сцепку в форме серьги выбрал потому, что по правилам дорожного движения в качестве буксировщика может использоваться только транспортное средство, имеющее грузоподъемность, как минимум, в 1,5 раза большую, чем буксируемый автомобиль. А такие машины обычно оборудованы фаркопом или специальной проушиной.

Стержень и серьгу сделал из одного отрезка стального прутка диаметром 27 мм и длиной около 550 мм. Один конец стержня проточил до диаметра 24 мм на длине 40 мм и нарезал здесь соответствующую резьбу. Другой конец до половины нагрел в горне, на оправке диаметром 65 мм согнул в кольцо и приварил. Вплотную к кольцу на стержень надел и приварил стальную шайбу толщиной 10 мм с наружным диаметром 50 мм.

Тягово-сцепное устройство — амортизирующее. Оно снабжено демпфирующим узлом с нормально растянутой пружиной внутренним диаметром 28 мм, навитой из 8-мм проволоки. Пружина на стержне слегка зажата между приваренной изнутри к швеллерам дышла упорной пластиной и ограничительной шайбой с зашплинтованной гайкой М24. Упорную пластину предварительно изготовил по картонному шаблону, вырезанному по месту.

По бокам передней части дышла приварил скобы для страховочных цепей, а сверху — стальную плиту с отверстиями для крепления лебедки.

К лонжеронам через просверленные в их полках отверстия прикрепил стремянками от рессор автомобиля «Москвич» трубчатую ось длиной около 1 м с колесной парой. Во избежание деформации оси подложил под лонжероны на ось стальные пластинки и прихватил их сваркой к стремянкам. Рядом с ними приварил еще ограничители для исключения бокового смещения оси.

Поначалу на тележку я установил списанные колеса от вертолета — они подошли как нельзя лучше, но позже, к сожалению, были утеряны. Пришлось приспособить колеса от сельскохозяйственного лущильника, хотя это значительно увеличило высоту тележки из-за большого диаметра шин.

На раме смонтировал грузовую платформу, состоящую из поворотного устройства и двух поперечных консольных балок с ложементами между ними для колес буксируемого автомобиля.

Монтаж платформы пришлось начать с установки на раму пары высоких поперечных подкладок из швеллера № 12, которые увеличивали высоту погрузки автомобиля. Это было нежелательно, но необходимо для обеспечения поворота платформы, чтобы ложементы не задевали за колеса тележки.

Поворотное устройство я сделал из разборного обода колеса автомобиля ЗИЛ-130 (обод состоял из бортового кольца и разрезного клинового кольца-полки). Для этого установил кольцо-полку горизонтально на невысоких баклушах острой кромкой вверх, слегка расширив разрез, и накинул на него бортовое кольцо. Из стального гладкого стержня диаметром 10 мм согнул обруч («подшипник скольжения») и приварил его сплошным швом к полке. Острую кромку полки, выступающую над обручем, удалил газовым резаком. Затем из стального листа толщиной 6 мм вырезал круг по наружному диаметру обруча и соединил их сваркой по всей длине окружности. Перевернув узел, установил круг на поперечины и тоже приварил. Сверху к бортовому кольцу приварил и поворотную площадку размерами 620x620 мм, изготовленную из такого же 6-мм стального листа. (Трущиеся поверхности поворотного устройства в дальнейшем, перед каждой буксировкой, смазывал отработанным машинным маслом.)

На поворотной площадке смонтировал две поперечные консольные балки длиной по 1800 мм из швеллера № 6,5 (этот размер включает в себя расстояние между наружными боковинами шин колес автомобиля «Волга»). Заднюю балку установил полками вниз, чтобы уменьшить высоту погрузки неисправной машины, а переднюю — на бок, на полку. Расстояние между балками «в свету» — 480 мм. Концы их соединил отрезками уголка 50x50 мм, которые выполняют роль внешних ограничителей. Внутренние ограничители — из стального 20-мм прутка, расстояние между ними такое, чтобы могли уместиться передние колеса «Запорожца».

Между внешними и внутренними ограничителями вварил ложементы из 6-мм стального листа, предварительно выгнув их на вальцах по внешнему диаметру шин «Волги».

Для погрузки неисправного автомобиля на тележку изготовил из швеллера № 12 два трапика длиной по 1500 мм (эксплуатация показала, что лучше их сделать из швеллера № 16 или даже № 18 и устанавливать полками вверх, используя как желобы для колес). Задние концы трапиков срезал на «ус», а передние шарнирно подсоединил к швеллеру грузовой платформы. Петли шарниров — из отрезков трубы диаметром 34x4 мм. Штыри шарниров — из стального прутка диаметром 24 мм. Один конец у них загнут и служит рукояткой-ограничителем, другой просверлен под шплинт. Трапик можно двигать по штырю в пределах ширины ложемента, подгоняя под колею колес неисправного автомобиля. При транспортировке тележки трапики крепятся болтами на «лучах» дышла, для чего и в тех и в других просверлены соответствующие отверстия.

Чтобы поднять неисправную машину на тележку, на дышло установил лебедку от панелевоза с передаточным отношением 40:1. Трос у лебедки стальной диаметром 10 мм и длиной 5 м с крюком на конце. При транспортировке крюк оставляю в зацеплении (для страховки), слегка ослабив трос.

Нажмите чтобы увеличить



Автор В.БАРАНОВ, г. Новосибирск.

Материал из журнала "Моделист-конструктор" № 10'2001




Copyright 2008. Alest.


Сайт управляется системой uCoz